Дела об административных правонарушениях 
    Административное правонарушение  - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)).

    Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

    В структуре  противоправных деяний  административные правонарушения занимают одно из ведущих мест. 
    Ежегодно в Российской Федерации только регистрируется более 3,5 млн административных правонарушений практически во всех сферах  общественной жизни,  которые рассматриваются в судебном и чаще всего во внесудебном порядке.
    Необходимость оперативного государственного реагирования на административно-правовые споры обусловила наделение административно-юрисдикционными полномочиями  значительного круга федеральных органов исполнительной власти.
    Широкими полномочиями в этой области обладают и таможенные  органы.
    Порядку  осуществления производства по делам об административных правонарушениях среди этих полномочий отводится  значительное место.
    В части производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время достаточно широк диапазон  правоприменительной деятельности таможенных органов. Наряду  с нарушениями таможенных  правил КоАП РФ отнес к их ведению расследование и рассмотрение отдельных  дел  об  административных  правонарушениях в области  налогов и сборов, охраны интеллектуальной собственности,  установленного порядка  управления и т.д.
    Общее количество возбуждаемых таможенными органами РФ дел административных правонарушений составляет порядка  80—90 тыс. в год.

    Для противодействия таким административным правонарушениям государство использует  весь имеющийся у него арсенал политических, идеологических, экономических, организационных и правовых средств.
Производство по делам об административных правонарушениях процесс достаточно сложный, поэтому как по-терпевшему, так и лицу, в отношении которого ведется производство по делу, желающему грамотно и своевременно отстаивать свои интересы, приходится обращаться за квалифицированной юридической помощью к адвокату.
    Производство по дела об административных правонарушениях включает несколько стадий, каждая из которых в свою очередь состоит из определенных этапов.  Как правило,  выделяют следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:
      - возбуждение дела об административном правонарушении (этапы: возбуждение дела, установление фактических данных, расследование дела, процессуальное оформление, направление материалов для рассмотрения по подведомственности);
       - рассмотрение дела об административном правонарушении компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего постановления либо решения (этапы: подготовка дела к рассмотрению и слушанию, анализ собранных материалов и обстоятельств дела, принятие решения, доведение постановления до сведения заинтересованных лиц);
       - пересмотр дела (этапы: обжалование и опротестование принятого постановления, решения; проверка законности постановления, вынесение решения, реализация решения);
      -  исполнение постановления либо решения, вынесенного по делу об административном правонарушении (этапы: обращение постановления к исполнению, непосредственное исполнение постановления).

     Согласно ст. 25.5 КоАП РФ:
    1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
    2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
    3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
    4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
    5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, по-становление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    Результаты анализа статистических данных по делам об административных правонарушениях, находившимся в производстве таможенных органов Российской Федерации, свидетельствуют, что около 10% дел прекращаются в результате обжалования или опротестования постановлений по причине нарушений прав участников производства. По этой же причине в таможенные органы и суды ежегодно поступают порядка тысячи актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) должностных лиц при производстве по делам об административных правонарушениях.

                                                                                                                                                                                            © Сафоненков П.Н. Все права защищены, 2016

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • LinkedIn Social Icon